ДОКЛАДЫ | ЖИЗНЕОПИСАНИЕ | ГАЛЕРЕЯ | ФОТОРЕПОРТАЖ | ССЫЛКИ | О СОЗДАТЕЛЯХ САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА > ДОКЛАДЫ

Русская Православная Церковь в эпоху Александра III


Владимир Владимирович Василик,
доцент кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии,
кандидат филологических наук


РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРА III.

Эпоха Александра III, ознаменованная расцветом русской промышленности и культуры, характеризовалась также устойчивым развитием Русской Православной Церкви.

В значительной степени церковная политика Александра III находилась под влиянием его воспитателя и наставника Константина Петровича Победоносцева (18- 1907), обер-прокурора Вокруг него создано немало мифов, один из них - Победоносцев был жестокосердным, сухим человеком. Если мы внимательно прочтем переписку Константина Петровича с его августейшим воспитанником, то эта "черная легенда" рассыпается в прах: Победоносцев постоянно за кого-то просил, начиная от именитых композиторов и кончая бедными сельскими учителями. Особенно близко к сердцу Константин Петрович принимал к сердцу нужды Церкви и не только в целом, но и каждого ее служителя в отдельности. Часто из своих средств он посылал значительные суммы нуждающимся священнослужителям, а у Государя неустанно испрашивал вспоможения церковным школам, библиотекам, братствам.

Другая "черная легенда" связана с тем, что Победоносцев беспощадно подавлял всякую оппозицию в Синоде и навязывал свое мнение. Вот один из примеров, как на самом деле выстраивались отношения в Синоде: в 1888 г. при обсуждении вопроса о поминовении инославных Победоносцев предложил проявить снисхождение, его поддержал первоприсутствующий митрополит Санкт-Петербургский Исидор, однако после решительного выступления митрополита Московского Иоанникия, которого поддержало большинство членов Синода, вопрос был снят.

Константин Петрович был сторонником применения на практике древнего канонического права святителей Православной Церкви соборно обсуждать важнейшие вопросы веры и церковной жизни, о чем он заявил в начале своего обер-прокурорского правления. Это заявление однако не означало немедленного созыва Поместного собора: в смутной обстановке конца царствования Александра II и в особенности, после его убийства, Победоносцев не хотел созывать Всероссийский Поместный собор, опасаясь (и не без основания), что он станет трибуной для либеральных и деструктивных элементов. К тому же жизнь Церкви в огромной империи характеризовалась разнообразием проблем в зависимости от региона. Общим разговорам обер-прокурор предпочитал конкретную созидательную работу и поэтому признал полезным созвать несколько окружных соборов, вместо одного Всероссийского. В сентябре 1884 г. в Киеве был проведен Собор архиереев южных и западных епархии под председательством митрополита Киевского Платона (Городецкого). Основной вопрос собора - борьба с сектантством и в частности со штундизмом - сектой протестантского толка, слившейся затем с баптизмом. В либеральной атмосфере Великих реформ, "господства самых фантастических идей во внутренней политике", по выражению Победоносцева, активизировалась деятельность самых разных сект, как иностранных - меннонитов, адвентистов, так и доморощенных - пашковцев, последователей В.И.Пашкова, который основал протестантскую секту среди петербургской аристократии в 1875 г. На соборе обсуждались и другие вопросы - о противодействии католицизму, о положении духовенства, о церковном уставе и народном образовании. В июле 1885 г. в Казани состоялся окружной собор епископов Поволжья под руководством В.К. Саблера. Основной темой собора явились меры по противодействию старообрядческому расколу, который заметно активизировался после законодательных льгот 1862 года. Аналогичный вопрос занимал и участников Сибирского окружного собора, который состоялся в июне того же 1885 г.

Условием процветания церкви, как и народной жизни Победоносцев видел в развитии правильно поставленного образования и прежде всего начального. Он трезво оценивал те беды, которые происходят от неграмотности и болел об этом душою: "Народ у нас пропадает, раскол и секты держатся от невежества: люди вырастают, не получая первых, самых основных, понятий о Боге, о Церкви, о заповедях". Однако, Победоносцев отдавал себе ясный отчет в том, что не всякое образование полезно и конструктивно. "Этому невежеству не поможет ученье, криво устроенное, не приспособленное к жизни, - оно может еще более развратить простого человека". Выходом из положения Константин Петрович считал подлинно церковное, подлинно жизненное образование, связанное с реальной народной жизнью: "Для блага народного необходимо, чтобы около приходской церкви была первоначальная школа грамотности, в неразрывной связи с учением Закона Божия и церковного пения, облагораживающего всякую простую душу. Православный русский человек мечтает о том времени, когда вся Россия по приходам покроется сетью таких школ, когда каждый приход будет считать такую школу своею и заботиться о ней... Чтобы спасти и поднять народ, енобходимо дать ему школу, которая просвещала бы и воспитывала бы его в истинном духе, в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается его жизнь и деятельность".

Движение за создание церковно-приходских школ и развития подлинно народного образования связано с именем замечательного ученого и педагога, патриота и общественного деятеля, положившего свою жизнь на алтарь Российского начального просвещения - Сергея Александровича Рачинского, который оставил престижную кафедру в Московском Университете, уехал в свое имение под Смоленск. Учить крестьянских детей и на свои средства содержал не только школу, но и больницу. Рачинский пользовался постоянной поддержкой Победоносцева, который временами испрашивал у Александра III вспоможения на школу и больницу, в чем отказа со стороны императора не бывало.

Под активным воздействием Победоносцева в 1882 году учреждается синодальная комиссия под председательством архиепископа Холмского Леонтия, которая разработала "Правила о церковноприходских школах", утвержденные 13 марта 1884. Программы школ включали Закон Божий, церковнославянский и русский языки, арифметику, церковное пение. Преподавателями в церковных школах могли быть не только клирики, но и выпускники семинарий, не принявшие сан, и даже выпускницы женских епархиальных училищ. Рост числа этих школ был стремительным. Если в 1884 году насчитывалось 4, 4 тысячи школ со 105 тысячами учеников, то в 1894 г., к концу царствования Александра III их было уже 30000 с 917 тысячью учеников. Семена, засеянные при Александре III, дали богатый всход при его сыне Николае II: уже в 1900 г. насчитывалось 42600 школ с 1600000 учащихся.

Время Александра III характеризуется интенсивным ростом братств, в особенности в Западном крае, где они противодействовали влиянию католицизма, а также обществ трезвости. Одним из видных пастырей- создателей братств был петербургский священник А. В.Гумилевский, который в своем приходе открыл братство и воскресную школу, духовно окормлял больных в Обуховской больнице и умер, заразившись в ней тифом. Деятельное участие в организации обществ трезвости принимал "народный печальник" прот А.В.Рождественский, который был издателем ряда религиозно-просветительных журналов - "Отдых христианина", "Трудовая жизнь" и т.д. Но вершина пастырства была явлена в подвиге св. Иоанна Кронштадтского, молитвенника и чудотворца, великого проповедника Христовой правды и народного просветителя. Именно в царствование Александра III к нему приходит всенародное признание, в особенности после его поездки по России в 1884 г. Император глубоко ценил св. Иоанна.

Эпоха Александра III была временем интенсивного храмостроительства: каждый год строилось 250 храмов и 10 монастырей. В 1883 году был освящен храм Христа-Спасителя - всероссийский памятник спасению страны от наполеоновского нашествия. Спасение Царя и его семейства во время катастрофы в Борках было отмечено построением ряда храмов и монастырей, многие из которых посвящались небесному покровителю императора, в частности - Александро-Мариинского монастыря в Евлево (Рязанская губерния), Александро-Невского женского монастыря в селе Маклаково Тверской губернии, Александро Невского монастыря в Ряжском уезде Рязанской губернии и т.д.

Сам Александр III характеризовался глубокой личной верой и нелицемерным благочестием. Не случайно на своем смертном одре он призвал к себе великого светильника земли Русской - праведного отца Иоанна Кронштадтского. Государь с благодарностью отнесся к молитвенному подвигу и заботам о.Иоанна и говорил ему: "Когда Вы держите мою голову, мне становится легче". Сам св. Иоанн, по свидетельству современников, был поражен величием и твердостью христианского духа Императора на смертном одре. Позднее он говорил: "Многих отмолил, а Государя вымолить не смог". Очевидно, в этой кончине проявилась Высшая воля…

Подводя итоги, следует сказать, что церковная жизнь во времена Александра III характеризовалась спокойным ростом, началом соборного движения, развитием миссии, как внутренней, так и внешней и расцветом просвещения.

Владимир Владимирович Василик,
доцент кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии,
кандидат филологических наук


Copyright © 2004  Санкт-Петербургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена
E-Mail
- spb-riuo@peterlink.ru

Используются технологии uCoz